Представители офлайн- и онлайн-ритейла обратились к властям с предложениями по изменению законопроекта о платформенной экономике
Участники рынка физической торговли и некоторые представители интернет-торговли направили письма заместителю руководителя администрации президента, председателю правительства, председателю Госдумы и председателю Совета Федерации с просьбой внести изменения в финальную версию законопроекта о платформенной экономике. Об этом сообщил источник на рынке, содержание и отправку письма подтвердили представители нескольких компаний-подписантов.
Кто подписал обращение
Документ подписали руководители торговых сетей X5 Retail Group, «Магнит» и «Лента», Mercury Retail Holding (владеет сетями «Бристоль» и «Красное & Белое»), торговых сетей электроники и бытовой техники «М.Видео-Эльдорадо» и ДНС, а также группа компаний «Детский мир». Среди онлайн-игроков предложения поддержали «Яндекс Маркет», Lamoda и онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру», а также онлайн-сервис доставки еды «Купер» (ранее «СберМаркет»).
Основные предложения
Ключевая просьба в обращении — ограничить общий объём средств, который компания может инвестировать в скидки в течение года, — не более 10% общего оборота товаров площадки за прошлый год. В обращении указано, что текущая возможность финансировать скидки приведёт к монополизации рынка торговли, уходу с рынка продавцов и производителей, а также к росту цен на товары.
В письме также предлагается сократить срок принятия закона до 1 марта 2026 года. Ранее авторы законопроекта решили перенести срок принятия на год вперёд, чтобы дать площадкам время на адаптацию.
Авторы письма просят установить ответственность цифровых платформ при торговле продовольственными товарами по договорам поставки, объясняя, что интернет-площадки могут действовать на том же рынке, что и торговые сети, с теми же поставщиками и потребителями, но не нести те же ограничения, которые есть у торговых сетей по закону о торговле.
Также предлагается ужесточить требования к маркировке товаров и проверять её во всех системах доставки.
Ответ пресс-службы Минэкономразвития
Представитель пресс-службы Минэкономразвития сообщил, что законопроект о платформенной экономике доработан с учётом предложений традиционного ретейла, и часть из них была учтена: «Их комплексный анализ был проведён в ходе процедуры оценки регулирующего воздействия, а также в рамках заседания рабочих групп «регуляторной гильотины», формат которых как раз предусматривает участие представителей платформенной экономики, торговых ассоциаций, широкого круга экспертов. По итогам данной работы часть предложений компаний традиционного ретейла были учтены и дополнили законопроект». Итоговая редакция поддержана правительством и будет рассматриваться в Госдуме с учётом новых предложений, заключили в пресс-службе.
Почему к инициативе присоединились онлайн-игроки
По словам источника, участники рынка интернет-торговли решили присоединиться к традиционной рознице, потому что, как и последней, онлайн-игрокам тяжело держать ценовую конкуренцию с крупнейшими маркетплейсами Wildberries и Ozon. Другой собеседник объяснил решение тем, что маркетплейсы получают средства на скидки за счёт повышения комиссий продавцов. Это, в свою очередь, плохо для продавцов, так как они теряют возможность конкурировать со своими же товарами на других площадках, включая собственные интернет-магазины.
Позиция представителей маркетплейсов
Представитель пресс-службы объединённой компании Wildberries & Russ назвал текущую редакцию законопроекта о платформенной экономике сбалансированной и учитывающей позицию участников рынка. Он отметил, что участникам рынка необходимо время для подготовки к исполнению новых требований, поэтому сокращение срока вступления документа в силу — «нежизнеспособная инициатива».
Представитель Wildberries & Russ также напомнил, что ценообразование на Wildberries определяет исключительно продавец платформы, а маркетплейс лишь может предоставить дополнительно скидку за собственный счёт. Такая скидка, по его словам, помогает продавцам продавать больше, не теряя прибыль, а клиентам — приобретать товары по доступным ценам.
Представитель Wildberries также настаивает, что они соблюдают требования обязательной маркировки по системе «Честный знак».
В пресс-службе Ozon также заявили, что текущая версия законопроекта учитывает интересы всех участников рынка интернет-торговли: покупателей, продавцов, владельцев пунктов выдачи заказов и перевозчиков.
Ссылка на источник: https://www.rbc.ru/technology_and_media/28/06/2025/685fdb719a794743b6740bf5