Минцифры не планирует регистрацию в национальном мессенджере по паспорту
Глава Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев заявил на заседании Госдумы 9 июня, что регистрация в национальном мессенджере будет осуществляться через номер телефона. Для использования дополнительного функционала потребуется авторизация через портал госуслуг.
«Я слышал версию о том, что этот мессенджер предполагает полную идентификацию всех пользователей, это не так. Необходимость регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации нужна только для дополнительного функционала. При этом будет полностью исключена возможность использования подменных номеров, а по номеру телефона при необходимости мы сможем понять, кто является его реальным владельцем», — пояснил министр.
Законопроект о национальной платформе-мессенджере
В конце мая группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект, который предлагает создать национальную платформу-мессенджер. С его помощью россияне смогут получать государственные услуги, удостоверять личность, пользоваться образовательными чатами и сервисами, а также использовать усиленную цифровую подпись для подписания договоров при совершении сделок.
По словам главы комитета Госдумы по информационной политике Сергея Боярского, сервис позволит отказаться от использования бумажных документов — удостоверять личность можно будет с помощью цифрового идентификатора, аналогично виртуальным дисконтным картам. На первом этапе цифровой идентификатор позволит идентифицировать пользователя при заселении в гостиницы или предъявлять его при покупках для подтверждения возраста. В будущем, по словам Боярского, это коснётся и других документов, например, диплома об образовании, водительского удостоверения и полиса медицинского страхования.
Законопроект также создаёт правовую возможность для государственных и муниципальных органов использовать национальный сервис при взаимодействии с гражданами. Пользователи платформы будут обязаны получать коды подтверждения для аутентификации или совершения значимого действия. Банки, маркетплейсы, классифайды и социальные сети должны будут обеспечить интеграцию с этой системой.
Боярский добавил: «Другие популярные мессенджеры могут продолжать функционировать, но теперь уже при условии безусловного выполнения требований наших законов. Больше они не смогут их игнорировать, пользуясь тем, что им нет замены».
Популярность мессенджеров в России
Согласно данным Mediascope за апрель 2025 года, один из популярных мессенджеров занимает первое место в рейтинге самых посещаемых ресурсов с месячной аудиторией 97,4 млн человек, а другой — третье с 90,5 млн пользователей в месяц.
Выбор разработчика национальной платформы
Разработчик национальной платформы будет назначен по решению правительства из числа российских компаний. Среди критериев для выбора разработчика: он должен иметь многофункциональный сервис обмена информацией с аудиторией более 0,5 млн пользователей в сутки, а его программы должны распространяться путём предустановки на смартфоны, планшеты и телевизоры.
Поправки предполагают нововведение в закон «О защите прав потребителей» — в него добавят обязательный для предустановки многофункциональный сервис обмена информацией. В платформу также можно будет внедрить инструменты для школ — например, электронные журналы и дневники, формы для заполнения заявлений и объяснительных.
Бета-версия цифровой платформы Max
В марте в СМИ писали, что VK запустит бета-версию цифровой платформы Max с мессенджером, приложениями и платёжной системой. В дальнейшем в Max должны появиться государственные и другие сервисы. Эксперты тогда оценивали стоимость разработки подобного сервиса в 1–2 млрд рублей.
29 мая Шадаев заявил, что регулятор обсуждал возможность интеграции портала госуслуг с другим мессенджером, но теперь рассматривает мессенджер Max для этих задач.
Национальный мессенджер в России
В начале июня Шадаев на совещании с членами правительства доложил президенту России Владимиру Путину о том, что сегодня россияне в основном пользуются зарубежными мессенджерами — ежедневно в них заходят более 90 млн человек, при этом в России разрабатывается национальный мессенджер.
«В настоящее время мы ведём техническую проработку этих сервисов. Подготовлен законопроект, который позволит создать необходимую правовую базу для их поэтапного запуска. С этой точки зрения у нас готовность есть», — говорил Шадаев.
Министр рассказывал, что недавно VK вывела на рынок российский мессенджер, который по базовой функциональности сопоставим с зарубежными конкурентами. Это приложение, по его словам, «построено на новой архитектуре, в него встроена технология машинного обучения».