Финансовые организации предложили новые меры по борьбе с интернет-мошенничеством
Финансовые учреждения обратились к Госдуме с инициативой обязать платформы, распространяющие информацию в интернете (например, мессенджеры, социальные сети, почтовые сервисы), использовать системы защиты от мошенничества, включая технологии на базе искусственного интеллекта. Эти системы должны прерывать звонки или переписку, если обнаруживают признаки мошенничества.
Требования к таким системам и критерии определения интернет-мошенничества будут установлены правительством. Также будет определено, в каких случаях платформы должны информировать операторов связи о выявленных признаках мошенничества.
Это предложение содержится в проекте поправок ко второму пакету мер по борьбе с кибермошенничеством. Поправки были направлены в комитет Госдумы по финансовому рынку Национальным советом финансового рынка (объединение включает ВТБ, «Совкомбанк», «Россельхозбанк», «Альфа-Банк» и другие финансовые организации).
Предложения Национального совета финансового рынка
Национальный совет финансового рынка предложил следующие меры:
- Обязать платформы по умолчанию отключать звонки от номеров, которых нет в контактной книге пользователя, за исключением случаев, когда пользователь разрешил принимать такие звонки.
- Автоматическая блокировка аккаунта пользователя, если мобильный оператор заблокировал привязанный к нему номер телефона из-за подтверждённого мошенничества или по другим причинам, которые определит правительство.
- Обязать операторов связи безвозмездно информировать банки о выявленных мошеннических звонках, SMS, иных признаках мошенничества или событиях риска.
- Использовать решения голосового антифрода на базе искусственного интеллекта с функциями прервать или вклиниться в мошеннический звонок.
- Временно (до 6 часов) блокировать нехарактерные входящие звонки абоненту в случае мошеннической активности в его адрес.
- Выявлять признаки воздействия вредоносного кода на софт, который используют абоненты — физлица при проведении денежных переводов.
Анализ звонков и переписок будет производиться только с согласия пользователя, чтобы не нарушать тайну коммуникации.
Зачем нужен второй пакет
Весной этого года был принят первый пакет мер по борьбе с кибермошенничеством. В него вошёл запрет на использование мессенджеров для сотрудников госорганов, банков и операторов связи при взаимодействии с клиентами; требование маркировать звонки от организаций; блокировать рекламные и спам-звонки и другие меры.
В начале июня был представлен второй пакет мер, который описывает случаи, когда банки и операторы связи обязаны возмещать клиентам средства, похищенные мошенниками. Документ также обязывает Роскомнадзор блокировать по предложению Генпрокуратуры сайты с дипфейками и хакерскими инструментами, вводит требование для российских сайтов принимать для авторизации только почту в зоне .ru, устанавливает уголовную ответственность за использование ИИ в кражах, мошенничестве, вымогательстве и кибератаках.
Директор Института исследований интернета Карен Казарян сомневается в исполнимости предложенных Национальным советом финансового рынка мер. По его словам, операторы связи «пока не понимают, как должен функционировать механизм взаимодействия с антифрод-системами, в какой момент они должны разорвать звонок».
Карен Казарян также отметил, что реализовать предложенные меры можно только в сильно централизованном сервисе, тогда как современные мессенджеры работают по p2p технологиям и не могут прямо вмешаться в коммуникацию между двумя пользователями. Если говорить об иностранных компаниях, то зачем им выполнять эти требования?
Среди иностранных мессенджеров в реестр платформ, распространяющих информацию в интернете, входят, например, WhatsApp и Telegram.
Ссылка на источник: https://www.rbc.ru/technology_and_media/19/06/2025/6853cd429a79471228ac6e76