Маржинальная прибыль: для чего и как рассчитывается

Маржинальная прибыль: для чего и как рассчитывается Маркетинг

В данной статье мы расскажем:

О чем речь? Маржинальная прибыль – один из ключевых показателей, позволяющих выявить доходность деятельности компании и перерасходы по отдельным видам продукции. Используется для расчета рентабельности.

Как посчитать? Для расчета маржинальной прибыли необходимо от выручки отнять прямые переменные расходы. Для более глубокого анализа понадобится намного больше данных.

Что такое маржинальная прибыль простыми словами

Часто новички в сфере бизнеса путают термины «выручка» и «прибыль». Эти два понятия имеют принципиальные отличия.

Выручка — это общий доход, который получила компания от реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ за определенный период времени.

Прибыль — часть выручки, которая остается после оплаты всех издержек. Основные расходы —выплата зарплаты, уплата налогов и обязательных взносов, закупка сырья и материалов, финансирование маркетинговых мероприятий и т.д.

Что такое маржинальная прибыль простыми словами

К примеру, индивидуальный предприниматель оказывает услуги по изготовлению мягкой мебели на заказ. Он работает на упрощенке и платит в бюджет 6 % от дохода. В прошлом месяце его выручка составила 120 000 руб. Из заработанных денег ему пришлось потратить 47 000 руб. на закупку материалов, 15 000 руб. — на аренду помещения и коммунальные платежи, 7 200 руб. — на уплату налога и 5 000 руб. — на таргетированную рекламу. Соответственно, его прибыль равна:

120 000 — 47 000 — 15 000 — 7 200 — 5 000 = 45 800 руб.

Маржинальная прибыль — это разница между выручкой компании и прямыми переменными расходами. Данный показатель отражает, сколько бизнес заработал за определенный период времени.

Маржинальная прибыль = Выручка – Прямые переменные расходы

Чем выше объем продаж, тем больше сумма переменных затрат. К этой категории относятся издержки на закупку сырья и расходников, оплата логистических услуг за доставку товаров покупателям и выплата бонусов сотрудникам, получающим процент от продаж.

Вернемся к примеру, рассмотренному выше. Переменные расходы — траты на приобретение материалов для изготовления мягкой мебели. Значит, маржинальная прибыль составляет:

120 000 — 47 000 = 73 000 руб.

Поскольку объем продаж — величина непостоянная, маржинальная прибыль меняется из месяца в месяц.

Зачем рассчитывать маржинальную прибыль

Например, ООО работает на УСН и платит в бюджет 6 % от выручки. Компания занимается деревообработкой, оказывая услуги по распиловке пиломатериалов и производству погонажных изделий. Кроме того, покупатели могут заказать МДФ, OSB-плиты и пеллеты.

По результатам прошлого месяца выручка составила 200 000 руб. Расходов на доставку не было — клиенты забирали заказы своими силами. Издержки:

  • расходники и запчасти для оборудования — 7 000 руб.;
  • аренда цеха и коммунальные платежи — 40 000 руб.;
  • размещение и продвижение объявлений на «Авито» — 5 000 руб.;
  • налог — 12 000 руб.

К категории прямых переменных расходов относятся затраты на расходники и детали для станков:

200 000 – 7 000 = 193 000 руб.

Этот показатель необходим для расчета маржинальной рентабельности, которая показывает, какая доля бюджета приходится на приобретение дополнительного сырья.

Маржинальная рентабельность = Маржинальная прибыль / Выручка х 100 %

193 000 / 200 000 × 100 % = 96,5 %.

Соответственно, издержки на расходники и запчасти для оборудования невысоки.

Зачем рассчитывать маржинальную прибыль

Важно отслеживать динамику рентабельности по маржинальной прибыли. Если она растет — это хорошо: владелец бизнеса грамотно распоряжается бюджетом компании и прилагает максимум усилий для увеличения выручки. Если рентабельность начала снижаться, стоит пересмотреть статьи расходов и цены на продукцию/услуги.

Если предположить, что новая партия расходников для станков пришла низкого качества и менять их пришлось чаще, чем в прошлом месяце, эта статья затрат существенно вырастет. Допустим, вместо 7 000 руб. пришлось потрать 20 000 руб. Дополнительные издержки в этот период возникли из-за доставки продукции транспортной компанией. Расходы на логистику — 15 000 руб.

200 000 – 20 000 – 15 000 = 165 000 руб.

165 000 / 200 000 × 100 % = 82,5 %.

Уменьшение объема маржинальной прибыли повлекло за собой снижение чистой прибыли:

200 000 – 40 000 – 20 000 – 15 000 – 5 000 – 12 000 = 108 000 руб.

Владелец компании, рассчитав маржинальную прибыль и рентабельность, убедился, что приобретение дополнительных материалов — самая затратная статья бюджета в прошлом месяце.

Чтобы бизнес вновь приносил хороший доход, нужно оптимизировать издержки и вернуть чистую прибыль хотя бы на прежний уровень. Можно рассмотреть следующие варианты: найти новых поставщиков запчастей и расходников для оборудования, брать с клиентов плату за доставку и др.

Как уже упоминалось выше, рентабельность по маржинальной прибыли необходимо анализировать за несколько месяцев:

  • Если показатели растут, значит, работа с издержками построена верно: владелец компании снижает расходы, поддерживая доход на прежнем уровне, либо увеличивая его.
  • Если наблюдается тенденция к снижению рентабельности, пора оптимизировать затраты или повышать стоимость продукции/услуг.

Переменные и постоянные расходы

В зависимости от объемов производства и товарооборота издержки делятся на постоянные и переменные. Определяющую роль играет взаимозависимость объема производства и расходов.

В расчете маржинальной прибыли компании обязательно учитываются переменные затраты. К этой категории относятся все расходы, которые увеличиваются или уменьшаются прямо пропорционально количеству произведенных товаров или оказанных услуг. Например, чем амбициознее производственный план, тем больше нужно приобрести сырья и материалов.

Переменные расходы

  • Готовая продукция, которая не относится к собственному производству.
  • Стоимость доставки товаров клиенту со склада продавца.
  • Коммунальные платежи: электроэнергия, водоснабжение, газ и т.д.
  • Оплата услуг третьих лиц, без участия которых невозможно завершить процесс производства. К примеру, в пекарне изготавливают торты и пирожные. При этом несколько разновидностей крема закупаются у другого кондитерского цеха. Сторонней компании компенсируют не только затраты на сырье и материалы, но и стоимость труда работников, а также остальные косвенные расходы.
  • Зарплата сотрудников, у которых в договоре закреплена сдельная система оплаты труда. Соблюдая регламенты, за час работники успевают произвести определенное количество продукции. Соответственно, чтобы рассчитать расходы по этой статье, нужно затраты на оплату труда за один час разделить на количество произведенных за этот промежуток времени товаров.

Переменные расходы

В зависимости от темпов роста переменных расходов вслед за изменением объема производства, эти издержки делятся на несколько видов. В случае, если затраты меняются равномерно с производительностью, их называют прямо пропорциональными. Если быстрее — прогрессивными, а если медленнее — дегрессивными.

Читайте также: Как сократить расходы компании: 10 способов

Как сократить расходы компании: 10 способов

Постоянные расходы в формуле для расчета маржинальной прибыли не фигурируют. Но без них не получится вычислить коэффициент маржинальности и проанализировать эффективность бизнеса.

Постоянные издержки

  • арендная плата (за производственные/торговые площади, технику и оборудование);
  • зарплата сотрудников аппарата управления;
  • некоторые коммунальные платежи;
  • оплата услуг расчетно-кассового обслуживания;
  • подоходный налог, взносы во внебюджетные фонды;
  • проценты по кредитным обязательствам.

Коэффициент маржинальной прибыли

Иногда данный показатель называют рентабельностью или доходом. Коэффициент маржинальной прибыли организации позволяет сравнить доходность нескольких видов продукции и оптимизировать ассортимент.

Этот показатель рассчитывается по формуле:

Коэффициент маржинальной прибыли = Маржинальная прибыль на единицу продукции / Цена за единицу

Данный параметр вычисляют как долю от цены или в процентном выражении (полученное значение надо умножить на 100 %).

Коэффициент маржинальной прибыли

Вернемся к примеру, который был рассмотрен выше. Номенклатура ООО, которое специализируется на деревообработке, включает несколько товарных групп. Наибольший доход приносит реализация МДФ и OSB-плит. У этого ассортимента разные переменные издержки, стоимость и товарооборот. Чтобы сравнить между собой две категории продукции, необходимо рассчитать маржинальную доходность.

Для МДФ-плит:

  • маржинальная прибыль на единицу продукции — 400 руб.;
  • цена за штуку — 1070 руб.

Маржинальная доходность = 400 / 1070 = 0,37 или 37%.

Для OSB-плит:

  • цена одной штуки — 2 800 руб.;
  • удельные переменные издержки — 750 руб.;
  • ежемесячно продается 30 единиц.

Маржинальная прибыль представляет собой разницу между ценой за одну штуку и суммой удельных переменных расходов. То есть, для OSB-плит этот показатель равен 2 050 руб.

Коэффициент маржинальной прибыли: 2 050 / 2 800 = 0,73 или 73 %.

В ходе вычислений становится очевидно, что доходность и рентабельность продаж OSB-плит выше почти в два раза. Соответственно, выгоднее продвигать именно этот вид продукции.

Анализ маржинальной прибыли

Чтобы компания могла применять метод маржинальной прибыли, необходимо:

  1. Поделить все издержки на постоянные и переменные.
  2. Проанализировать постоянные расходы и убедиться, что их объем — это константа. То есть сумма затрат не меняется в зависимости от объема производства.
  3. Удостовериться, что объемы производства и реализации были примерно одинаковыми в интересующий промежуток времени. То есть количество готовой продукции на складе практически не менялось или отличалось незначительно.К примеру, на начало квартала на складе было 15 единиц готовой продукции. Из-за сезонного повышения спроса объемы производства пришлось увеличить. Произведенные товары поступали напрямую на прилавки собственного магазина и на склад. На конец квартала товарные запасы выросли до 60 единиц. В рассмотренном примере вычислять маржинальную прибыль нецелесообразно — расчет будет неинформативным.
  4. Убедиться, что в выбранном периоде цены, объем производства и количество ресурсов стабильны. В противном случае считать объем маржинальной прибыли бессмысленно.

Анализ маржинальной прибыли

Анализ маржинальной прибыли состоит из нескольких этапов.

Основные финансовые показатели

  • выручка;
  • переменные издержки;
  • переменные расходы в пересчете на каждый рубль выручки;
  • общий маржинальный доход;
  • маржинальный доход на каждый вырученный рубль;
  • постоянные издержки;
  • прибыль от реализации.

Удобно оформлять сводку в виде таблицы. В строках нужно разместить перечисленные выше метрики, а в столбцах указать интервалы времени. Важно рассматривать текущий период (первый столбец) и аналогичный отрезок времени в прошлом году (второй столбец). Это позволяет сравнить результаты и вычислить темпы роста, которые заносятся в третий столбец. Отклонения вычисляют в процентах.

Завершив заполнение первой таблицы, можно переходить к факторному анализу. Его также оформляют в виде таблички, которая содержит следующие показатели:

  • объем реализованных товаров/услуг (в шт.);
  • отпускная цена;
  • себестоимость единицы продукции;
  • переменные расходы на единицу;
  • постоянные издержки;
  • прибыль/убытки;
  • изменение прибыли/убытков вслед за увеличением или уменьшением объемов продаж, цены и удельных переменных расходов.

Важно определить отклонение и темпы роста. Поэтому понадобятся данные за текущий период, а также за аналогичный отрезок времени в прошлом году.

Читайте также: Дисконтирование доходов: формулы и нюансы расчета

При маржинальном анализе прослеживается тесная корреляция размера прибыли от объема и структуры продаж. Данные параметры оказывают влияние и себестоимость продукции. Если снизить себестоимость, при неизменной цене и товарообороте, прибыль компании увеличится.

Часто задаваемые вопросы о маржинальной прибыли

Чем маржинальная прибыль отличается от валового дохода?

Эти термины часто путают между собой, но у них есть принципиальное отличие. Чтобы вычислить валовый доход, нужно знать объем непроизводственных расходов в совокупном виде или на единицу продукции.

Зачем нужна маржинальная прибыль при расчете безубыточности?

Маржинальная прибыль показывает взаимосвязь объемов производства, продаж и прибыли от реализации. Чтобы проследить изменение прибыли при увеличении количества произведенной продукции, используется модель безубыточности. Основные постулаты:

  • Переменные издержки должны быть одинаковыми на протяжении расчетного периода.
  • Постоянные и переменные затраты необходимо подсчитать точно.
  • Структура продаж должна оставаться неизменной на протяжении выбранного интервала времени.
  • В расчетах учитываются только те затраты, которые связаны с производством определенного товара. Если в ассортименте компании несколько товарных позиций, которые производятся из разного сырья, расчет безубыточности нужно проводить по каждому виду продукции отдельно.

Что способствует росту маржинальной прибыли?

Есть несколько вариантов:

  • Увеличить выручку. Если бренд известен, компания предлагает качественный сервис, а целевая аудитория настроена лояльно, можно повысить стоимость продукции. Но бесконечно поднимать цены не получится, поэтому стоит задуматься об увеличении объемов производства. Это хороший способ снизить расходы и добиться роста маржинальной прибыли.
  • Оптимизировать переменные расходы. Например, можно поискать поставщиков, у которых сырье и материалы можно купить по более низким ценам. Или привлекать более дешевые трудовые ресурсы.
  • Поработать над ассортиментом. В номенклатуре должны преобладать высокомаржинальные товары, которым принадлежит основная доля в совокупном объеме сбыта.

Итак, расчет маржинальной прибыли позволяет решить несколько задач. Эта метрика необходима для оценки эффективности бизнеса. Если компания не получает маржинальную прибыль, значит она работает в убыток. После расчета маржинальности по каждому виду продукции становится очевидно, на продаже каких именно товаров стоит сфокусироваться, чтобы увеличить прибыль.

Оцените статью
Good Reklama
Добавить комментарий