В данной статье мы расскажем:
- Для чего выявлять комплаенс-риски
- Причины комплаенс-рисков
- Виды комплаенс-рисков
- Уровни комплаенс-рисков
- Управление рисками по системе комплаенс
- Снижение комплаенс-рисков
- Часто задаваемые вопросы о комплаенс-рисках
О чем речь? Комплаенс-риски определяют, существует ли вероятность фирме понести финансовые или репутационные потери, если она каким-либо образом нарушит законодательство. При этом неважно, умышленно это было сделано или вполне сознательно.
Чем опасны? Помимо убытков, которые несет сама компания, она может заплатить штраф или подвергнуться другим санкциям со стороны проверяющих органов, даже оказаться под следствием. Поэтому любое предприятие должно следить за своими комплаенс-рисками.
Для чего выявлять комплаенс-риски
Комплаенс-риски — это потенциальные угрозы нарушения законодательства России, регламентов предприятия и этических норм, которые могут привести к финансовым или репутационным убыткам. Такие нарушения могут исходить как от самой организации, так и от отдельных работников. Контрольно-надзорные органы в ответ на них выписывают штраф, организация может попасть под санкции.
Соблюдение правил комплаенса — крайне важный аспект деятельности любой организации, так как оно обеспечивает соответствие всем законодательным нормам, внутренней политике и стандартам.
Compliance в переводе с английского означает «соблюдение правил». Их нарушение наносит ущерб бизнесу и его клиентам. Комплаенс включает соблюдение всех применимых законов, правил и норм, направленных на обеспечение честности, транспарентности и этичности в предпринимательстве.
Законы, регулирующие бизнес, защищают не только компании, но и всех участников ее деятельности, будь то клиенты, партнеры, сотрудники или общественность. Например, комплаенс в сфере борьбы с финансовым мошенничеством важен и для физических, и для юридических лиц, так как они могут быть как жертвами, так и участниками финансовых преступлений, связанных, например, с использованием платежных карт.
Выявление комплаенс-рисков имеет первостепенное значение по следующим причинам:
- Соблюдение правовых норм.
- Защита репутации.
- Финансовые потери.
- Укрепление доверия.
Это многоэтапный процесс, который осуществляет специальная служба комплаенс. Регулярное выявление и управление комплаенс-рисками имеет решающее значение для защиты компании от потенциальных убытков и обеспечения ее устойчивости и успеха в долгосрочной перспективе.
Причины комплаенс-рисков
Появление штрафов и регуляторных рисков (комплаенс-рисков) в некоторых организациях, в то время как другие удерживают свою репутацию безупречной, может зависеть от ряда факторов.
Основные причины комплаенс-рисков:
- Отсутствие мониторинга правовых изменений. Законодательство, особенно в сферах налогообложения, антимонопольного регулирования и противодействия коррупции, постоянно обновляется. Незнание новых правил не освобождает компанию от ответственности за их соблюдение. Также это повышает вероятность непреднамеренных нарушений.
- Отсутствие системы внутреннего контроля в компании. Эффективная система такого контроля гарантирует разумное распределение ресурсов, своевременное обнаружение и предотвращение финансовых нарушений, а также проверку контрагентов. Когда такой системы нет, это повышает риски несоблюдения законодательных требований.
- Низкая исполнительская дисциплина. Сознательное нарушение законов сотрудниками свидетельствует о недостаточной дисциплине и понимании важности соблюдения правовых норм. Такие нарушения могут быть вызваны отсутствием четких правил и санкций.
- Отсутствие обучения сотрудников. Они могут нарушать законы из-за незнания конкретных требований. Когда нет системы обучения служебным обязанностям и корпоративной этике, повышается вероятность подобных нарушений.
- Получение личной выгоды. Нарушения законов могут быть совершены сотрудниками с целью личной выгоды. Это может включать в себя получение взяток, мошенничество или незаконную торговлю. При выявлении подобных нарушений компаниям необходимо принимать решительные меры для их пресечения и привлечения виновных к ответственности.
Независимо от того, были ли нарушения совершены намеренно или случайно, они влекут за собой последствия. Нарушивший закон субъект может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. Юридическим лицам грозят штрафы от следующих государственных структур: налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Роспотребнадзора, Ростехнадзора и других контролирующих органов.
Штрафы — это финансовые потери и ухудшение репутации компании. Инвесторы могут перестать вкладывать средства, партнеры отказаться от совместных проектов, а клиенты уйти к конкурентам.
Могут быть и более неприятные последствия: требование кредиторов досрочно погасить долг, отзыв лицензии или аккредитации.
Виды комплаенс-рисков
Основные комплаенс-риски предприятия можно классифицировать по следующим категориям, основываясь на характере незаконной деятельности и ее последствиях:
- Операционные риски: возникают в результате нарушения внутренних правил предприятия сотрудниками или руководством, приводя к финансовым убыткам или техническим ошибкам. Они могут быть вызваны действиями персонала или внешними силами, такими как форс-мажорные обстоятельства.
- Правовые риски: связаны с нарушением законодательства России, что может привести к юридическим разбирательствам. Они могут быть вызваны как человеческим фактором, так и слабыми местами в правовой системе.
- Финансовые риски: связаны с мошенничеством сотрудников предприятия или партнеров.
- Репутационные риски: возникают из-за утраты доверия делового сообщества к организации из-за распространения негативной информации в СМИ или других источниках. Они могут быть глобальными, корпоративными или местными.
Кроме того, риски в области комплаенса могут быть систематизированы таким образом:
- Поведенческие риски: мошенничество, отмывание денег, злоупотребление властью, коррупция, конфликты интересов.
- Регламентные риски: нарушение законов, корпоративной этики, санкций, стандартов отрасли, требований информационной безопасности.
- Гражданско-правовые риски: нарушение процедур взаимодействия с клиентами, что приводит к потере лояльности клиентов и рынков сбыта.
Сравним в таблице комплаенс-риски.
Вид рисков | Чем вызваны риски | Последствия | Примеры деятельности, создающей риски |
Операционные (регламентные) | Технические ошибки и сбои, ошибки персонала, несоблюдение внутренних правил, распоряжений руководства. Неправомерное использование инсайдерской информации. | Конфликты с клиентами и утрата их доверия, нарушение бизнес-процессов, слив конфиденциальной информации, нарушение коммерческой тайны. Мелкие и средние убытки. Необходимость возмещения ущерба. Повышенное внимание со стороны КНО. Дисциплинарная и материальная ответственность для сотрудников: предупреждение, выговор, штраф, понижение в должности. | Халатность, превышение должностных полномочий, нарушение регламента взаимодействия с клиентами, несоблюдение политики информационной безопасности, неэффективное управление конфликтом интересов. |
Правовые (риски судебного преследования, юридические риски) | Несоблюдение законов РФ. Административные и уголовные правонарушения. | Несчастные случаи и производственные травмы, угроза жизни и здоровью персонала и клиентов.
Средние и крупные финансовые потери. Штрафы и санкции со стороны проверяющих органов. Арест имущества и расчетного счета, возбуждение судебных дел. Отзыв лицензии, приостановка права вести бизнес. Административная и уголовная ответственность для сотрудников и руководителей. |
Мошенничество, взяточничество, коррупция, отмывание денег, легализация доходов, полученных преступным путем. Нарушение техники безопасности и требований пожарной безопасности. |
Финансовые (риски финансовых потерь) | Мошенничество сотрудников и партнеров. | Средние и крупные финансовые потери, лишение части прибыли. | Искажение финансовой отчетности, участие в сомнительных финансовых операциях. Присваивание доходов и активов компании. |
Репутационные (риски неэтичного поведения) | Нарушение стандартов отрасли и правил поведения на рынке, нарушение норм деловой этики. | Распространение негативной информации о компании и ее первых лицах в СМИ и других источниках. Потеря деловой репутации. Потеря клиентов и доверия к бренду. Потеря доли рынка, снижение объемов реализации. | Неэкологичные методы ведения бизнеса, нечестная конкуренция, демпинг, выпуск низкокачественного продукта. |
Комплаенс-риски разных типов могут пересекаться и взаимодействовать друг с другом, превращаясь из одного типа риска в другой и оказывая комплексное воздействие на организацию.
Уровни комплаенс-рисков
Сегментация комплаенс-рисков по уровням последствий от нарушения правил важна для того, чтобы компании могли адекватно оценивать свои зоны риска и принимать соответствующие меры.
Уровень | Величина ущерба | Вероятность наступления |
Высокий | Реализация одного или нескольких рисков в этой категории может привести к значительному падению доходов, увеличению расходов компании или серьезному репутационному ущербу. | Риск уже неоднократно проявлялся в прошлом, существует высокая степень неопределенности относительно вероятности его реализации, либо внутренние и внешние факторы указывают на то, что риск, вероятно, сработает в течение следующего года. |
Средний | Реализация одного или нескольких рисков в этой категории может привести к умеренному снижению доходов, увеличению расходов компании и незначительному репутационному ущербу. | Риск, вероятно, будет реализован в течение года. |
Низкий | Реализация рисков в этой категории ведет к незначительному снижению доходов или увеличению расходов компании. | Низкая вероятность реализации риска в течение года. |
Управление рисками по системе комплаенс
Комплаенс — обязательная регулярная процедура для любой компании, стремящейся соблюдать требования законодательства и отраслевых стандартов. Управление комплаенс-рисками — неотъемлемая часть этой процедуры. Чрезмерная самоуверенность или поверхностное отношение к анализу рисков могут привести к серьезным последствиям.
Цикл управления комплаенс-рисками включает в себя четыре последовательных этапа:
- Выявление и оценка рисков: определение и анализ потенциальных угроз исходя из специфики деятельности компании.
- Принятие решений о мерах по снижению рисков: разработка и внедрение стратегий для минимизации вероятности и последствий выявленных рисков.
- Мониторинг динамики ситуации: регулярный контроль над эффективностью принятых мер и своевременное реагирование на изменения в бизнес-среде.
- Корректировка процедур: при необходимости пересмотр существующих процедур и методологий для обеспечения постоянной защиты от комплаенс-рисков.
Потенциальные последствия выявленных комплаенс-рисков можно классифицировать по степени их негативного влияния на деятельность организации.
Уровень опасности | Размер риска по величине убытков | Возможные последствия |
1 | Минимальный | Предостережения, дисциплинарные санкции, нарушение бизнес-процессов, требования об устранении нарушений. |
2 | Низкий | Компенсация потерь, утрата льгот, претензии клиентов, внимание контролирующих органов, приостановление операций. |
3 | Средний | Рост расходов, падение спроса, рынков сбыта. |
4 | Высокий | Административные штрафы, репутационный ущерб, арест имущества, судебные иски. |
5 | Очень высокий | Уголовные штрафы. |
6 | Катастрофический | Прекращение деятельности, лишение лицензий, ликвидация предприятия. |
Управление комплаенс-рисками — не просто обязанность, а стратегически важный инструмент для защиты бизнеса. Регулярное выполнение этой процедуры позволяет компаниям выявлять и предотвращать потенциальные угрозы, обеспечивая конкурентоспособность и долгосрочную устойчивость в быстро меняющейся деловой среде.
Снижение комплаенс-рисков
Минимизация комплаенс-рисков играет решающую роль в обеспечении соответствия предприятия требованиям законодательства и предотвращении репутационных, финансовых и правовых последствий.
Читайте также: Конкуренция в маркетинге
Процесс минимизации комплаенс-рисков включает следующие этапы:
Анализ и выявление рисков
- Изучение бизнес-процессов для выявления потенциальных источников риска.
- Определение степени воздействия и вероятности возникновения рисков.
Картирование комплаенс-рисков
- Визуализация выявленных рисков с указанием их взаимосвязей и зон наибольшей подверженности.
Оценка рисков
- Определение потенциальных последствий и степени тяжести каждого риска.
- Оценка возможности проявления риска и его влияния на бизнес-деятельность.
Митигация рисков
- Разработка и внедрение мер по снижению рисков.
- Создание плана мероприятий, направленных на предотвращение и минимизацию последствий рисков.
- Повышение осведомленности сотрудников о рисках и мерах по их снижению.
Типичные меры минимизации комплаенс-рисков в работе персонала включают:
- Распределение обязанностей и ответственности для предотвращения подкупа и взяточничества.
- Ограничение доступа к конфиденциальной информации.
- Предоставление полномочий сотрудникам, принимающим непредвзятые решения.
- Проведение проверок и аудитов для выявления и устранения потенциальных рисков.
Мониторинг и корректировка
- Регулярная проверка эффективности мер по снижению рисков.
- При необходимости корректировка действующих процедур и стратегий.
Часто задаваемые вопросы о комплаенс-рисках
Чем отличается комплаенс-контроль от внутреннего по предмету контроля?
Комплаенс-контроль сосредоточен на обеспечении соответствия нормативным требованиям, а внутренний охватывает более широкий спектр бизнес-процессов и функций, включая финансовую отчетность, операционную эффективность и соблюдение внутренней политики.
Чем комплаенс отличается от безопасности на предприятии?
Служба комплаенс осуществляет проверку соблюдения правил и процедур, проводит анализ рисков, предоставляет рекомендации и советы руководству по минимизации возможных комплаенс-рисков.
Читайте также: Ценовая война
Служба безопасности обеспечивает защиту активов компании, предотвращает угрозы кибербезопасности, контролирует доступ к информационным ресурсам и создает безопасные условия для сотрудников и посетителей.
Что такое комплаенс-проверка?
Это процесс, в рамках которого специалисты по комплаенсу проводят комплексный аудит документов, политики, процедур и процессов компании с целью убедиться в их соответствии требованиям законодательства, внутренним стандартам.
Комплаенс-специалисты могут проводить проверку, схожую с процедурой государственных органов. Однако в данном случае она проводится для предотвращения возникновения нарушений. Комплаенс-проверка обычно ведется строго конфиденциально и занимает до двух рабочих дней.
Регулярные комплаенс-анализы и проверки помогают организациям минимизировать риски нарушений законодательства и обеспечить соблюдение требований. Предотвратить проблемы проще и эффективнее, чем восстанавливать компанию после их возникновения.