В данной статье мы расскажем:
- Что значит эффективность сайта
- Показатели эффективности сайта
- Сервисы для отслеживания эффективности сайта
- Четыре совета по работе с показателями эффективности сайта
- Часто задаваемые вопросы об эффективности сайта
О чем речь? Эффективность сайта — характеристика ресурса, демонстрирующая результат проделанных работ над ним. На нее влияет множество факторов: скорость загрузки, качество изображений и контента, юзабилити, рейтинг в поисковой системе.
Что учесть? Отслеживают показатели эффективности в специальных сервисах от Яндекса и Гугл. Делают это с определенной периодичностью, чтобы проанализировать динамику изменений. Никто не запрещает сравнивать эффективность своего сайта с конкурентным, чтобы сделать его еще лучше.
Что значит эффективность сайта
Качество взаимодействия пользователя с веб-сайтом определяет его эффективность. Она оценивается по таким критериям, как скорость загрузки, отзывчивость и доступность на различных устройствах, браузерах и местоположениях.
Эффективность работы сайта создает хорошее впечатление у пользователей, увеличивает их заинтересованность и способствует росту конверсии. Неэффективная загрузка, наоборот, может вызвать разочарование, потерю клиентов и снижение объема продаж.
Чем результативнее функционирует ваш сайт, тем больше продаж вы сможете совершить.
Компания «Делойт» выяснила, что конверсия увеличивается на 8,4 % при улучшении скорости загрузки страницы на 0,1 секунды. Потребители готовы потратить почти на 10 % больше при быстрой загрузке страниц сайта.
По результатам исследования Portent выяснилось, что коэффициент конверсии у сайтов электронной коммерции, загружающихся за одну секунду, в 2,5 раза выше, чем у тех, которые загружаются за пять секунд.
Поисковые системы, включая Google, уделяют внимание скорости и удобству использования сайта, что может оказать влияние на позиции в рейтинге. Неэффективный веб-сайт может затруднить поиск пользователям и негативно сказаться на привлечении клиентов.
Показатели эффективности сайта
Существует множество аналитических показателей, но вначале необходимо лишь ознакомиться с основными, чтобы проверить эффективность сайта.
Факторы поведения
Информация о поведенческих факторах — это данные о действиях пользователей, таких как просмотренные страницы и активность на них, источник трафика и другие.
- Количество посетителей
Посещаемость — это количество отдельных посетителей, которые заходили на сайт в определенный период времени. Уникальный клиент — человек с отличительной комбинацией хостинга и IP-адреса, с которых он посещал сайт.
- Количество просмотров каждой страницы
Изучение количества просмотров отдельных страниц поможет определить, какие из них вызывают больше интереса у пользователей, а какие остаются без внимания.
- Среднее время, проведенное на сайте, отказы и количество просмотренных страниц
Среднее время пребывания на сайте означает среднюю продолжительность визитов всех пользователей в определенный период времени, такой как неделя, месяц или год.
Глубина просмотра представляет собой среднее количество страниц сайта, которые посетитель просматривает за один визит.
Отказом считается визит, при котором пользователь просматривает только одну страницу менее 15 секунд.
- Возвраты
Количество возвращающихся пользователей — это число людей, которые посетили сайт несколько раз. Обычно привлечение таких пользователей обходится дешевле, чем привлечение новых.
- Страницы выхода
Страницы выхода — те, на которых пользователи завершают свое изучение и покидают сайт.
- Источники, откуда идет трафик
Посетители могут попадать на сайт благодаря:
- контекстной и таргетированной рекламе;
- поисковым системам;
- социальным сетям;
- почтовым рассылкам;
- ссылкам на другие сайты;
- с помощью прямого захода, когда пользователь вводит адрес сайта в браузере.
Вы сможете выявить, откуда приходит больше всего пользователей, анализируя данные об источниках трафика.
Конверсии
Конверсия — это процент пользователей, выполнивших определенные действия на веб-сайте, из общего числа посетителей. Действия могут быть различными и зависят от того, что для вас является значимым на сайте. При настройке счетчика «Яндекс.Метрики» вы можете самостоятельно определить необходимые действия пользователей и назвать их как угодно.
Возможные опции желаемых действий:
- совершить покупку;
- добавить товар в корзину;
- оставить заявку на обратный звонок;
- написать сообщение консультанту в чате;
- перейти на конкретную страницу или раздел сайта;
- заполнить форму;
- нажать на кнопку;
- скачать файл;
- перейти с веб-сайта в социальную сеть или мессенджер;
- просмотреть определенное количество страниц и т. д.
На каждом этапе воронки продаж можно определить несколько целей, такие как «Добавление товара в корзину», «Переход в корзину», «Заполнение формы заказа», «Оплата». На определенных этапах воронки продаж могут возникнуть узкие места, где вы теряете клиентов. Настройка конкретных целей для каждого этапа поможет выявить и исправить такие проблемные зоны.
Показатели SEO
SEO-показатели представляют собой информацию о том, как поисковые системы оценивают и отображают сайт перед пользователями, помогают в повышении видимости в поисковых системах. Поисковые запросы — это слова или фразы, которые пользователи вводят в поисковую систему, чтобы найти сайт. Позиции — места в списках результатов поиска, на которых сайт отображается при конкретных запросах.
Информация о целевой аудитории включает в себя статистические данные о посетителях вашего сайта, включая их профили, местоположение, предпочтения и тип устройств, с которых они заходят на сайт.
- Категории устройств, с помощью которых пользователи заходят на сайт.
- Статистика посещений сайта по полу.
- Статистика посещений сайта по возрасту.
- Статистика посещений сайта по интересам.
- Статистика посещений сайта по странам.
- Статистика посещений сайта по городам пользователей.
Для коммерческих сайтов актуальны последние две метрики, которые позволяют узнать, из каких регионов пользователи проявляют интерес к товарам и услугам.
Показатели маркетинга
Для получения этих данных необходимо активировать функцию электронной торговли в программе Google Analytics или электронному бизнесу в «Яндекс.Метрике». Отчеты о продажах для интернет-магазинов являются составной частью коммерции. Для пользователей CRM-системы существует возможность настроить интеграцию с сайтом.
Читайте также: Маркетинговое продвижение
Для оценки эффективности маркетинговых показателей сайта стоит обращать внимание на следующие моменты.
- Количество лидов (пользователей), которые проявили интерес к товару или услуге, но еще не совершили покупку. Например, клиент агентства недвижимости может оставить контакты на сайте, но не купить квартиру сразу. Эффективность сайта компании будет оцениваться именно по числу лидов.
- К целевым визитам относятся все посещения сайта, в результате которых пользователь выполняет какую-либо из определенных целей.
- Расчет среднего чека и количества продаж с сайта имеет смысл проводить только в случае, если все продажи осуществляются именно через интернет. Если часть заказов передается в отдел продаж для обработки менеджерами, то оценить эффективность сайта отдельно будет затруднительно. В таких случаях при анализе потребуется учитывать как онлайн-, так и офлайн-продажи.
- Средний размер заказа можно определить, поделив общую сумму выручки за определенный период на число сделанных покупок. К примеру, если за месяц вы заработали 1 млн руб. и обслужили 200 клиентов, то средний чек будет равен 5000 руб.
- CPC (Cost Per Click) — это стоимость привлечения одного целевого посетителя, который перешел на сайт. Под целевым посетителем понимается пользователь, потенциально заинтересованный в продукте или услуге, предлагаемых на сайте. Однако он еще не совершил целевое действие, например покупку. CPC рассчитывается как отношение бюджета, потраченного на привлечение пользователей на сайт, к количеству посетителей сайта.
- CPA (Cost Per Action) — стоимость выполнения целевого действия, такого как заполнение формы обратной связи или совершение покупки через сайт. Показатель CPA рассчитывается как отношение бюджета, затраченного на привлечение пользователей на сайт к количеству людей, которые совершили целевое действие.
- ROMI (Return On Marketing Investment) — это коэффициент, который показывает прибыльность маркетинговых инвестиций.
- Брошенные корзины — визиты на сайт, в ходе которых посетители добавляют товары в корзину, но не доводят процесс покупки до конца.
Сервисы для отслеживания эффективности сайта
Чтобы отслеживать поведение пользователей на сайте, установите системы аналитики «Яндекс.Метрику» и/или Google Analytics. Оба инструмента бесплатны, при этом большинство отчетов в них похожи.
Читайте также: Как создать онлайн-курс
Для изучения сайта и его отдельных страниц также можно применять следующие сервисы.
Тепловые карты в «Яндекс.Метрике»
С помощью карты ссылок можно определить, какие из них на странице чаще всего используются. Это поможет выявить неинтересные или незамеченные пользователями ссылки.
На карте скроллинга отображается информация о том, как далеко пользователи перелистывают страницу. Это позволяет провести анализ и определить причины закрытия страницы в определенный момент: возможно, контент не привлекает, или цена и условия доставки не устраивают.
«Вебвизор»
C помощью «Вебвизора» можно отслеживать действия пользователей на сайте в видеорежиме, узнавать, какие страницы они посещали, на что нажимали и как долго задерживались на определенной информации.
Сервисы, предназначенные анализа веб-сайтов
Для обнаружения проблем могут быть использованы различные сервисы аудита, такие как Screaming Frog SEO Spider, keys.so, PR-CY, XTOOL, «Пиксель Тулс» и другие. Они проводят анализ сайта по множеству критериев и сообщают о возможных критических ошибках.
Демонстрационные версии таких сервисов бесплатно обычно выявляют лишь наиболее частые ошибки или ограничивают число страниц, которые могут быть проверены. Для полного анализа всего сайта и получения подробного отчета необходимо приобрести платную подписку.
Те же сервисы можно применять для изучения сайтов конкурентов. В данном случае важным будет не выявление ошибок, а общие характеристики: количество страниц в индексе поисковых систем, ключевые запросы и их позиции, уровень посещаемости, возраст сайта и прочие.
Для проверки позиций в поисковой выдаче можно воспользоваться специализированными сервисами, такими как «Пиксель Тулс», SE Ranking, AllPositions.
Чтобы узнать скорость загрузки страниц, рекомендуется воспользоваться сервисом PageSpeed Insights от Google.
Четыре совета по работе с показателями эффективности сайта
Не существует универсальных стандартов, значений показателей для всех сайтов, так как они могут отличаться в зависимости от возраста, тематики, размера, региональной принадлежности и других критериев. Например, для одного веб-сайта 100 посетителей в день могут считаться успешным, тогда как для другого, если их количество не превышает 10 000, может вызвать беспокойство. Это же относится ко всем другим метрикам.
№ 1. Ключевые показатели бизнеса имеют большее значение, чем остальные параметры.
Вы можете определить цели для количественных показателей, таких как маркетинговые или посещаемость сайта, и стремиться их достичь. Однако высокая востребованность сайта или хорошая позиция в поисковой выдаче не принесут пользы, если посетители не станут покупать ваши товары или услуги.
№ 2. Следите за информацией о вашей аудитории.
Воспользуйтесь этой информацией для настройки контента, товаров и услуг на сайте под потребности посетителей, а также для адаптации дизайна под различные типы устройств, которыми пользуются потребители.
Читайте также: Создание интернет-магазина
№ 3. Воспользуйтесь информацией в маркетинговых целях
Создавайте новые маркетинговые стратегии на основе этих данных или улучшайте уже существующие. А/В-тестирование — это метод исследования, который позволяет проверить, какие факторы оказывают влияние на маркетинговые показатели. Это позволяет сравнить различные варианты сайта, страницы или отдельных элементов, таких как формы, тексты или кнопки.
№ 4. Использование аналитических данных поможет оценить выполнение работ подрядчиками.
Если вы наняли SEO-специалистов и/или маркетологов для развития вашего сайта, а не уделяете этому внимание лично, аналитические показатели помогут вам определить эффективность разработки сайта.
Часто задаваемые вопросы об эффективности сайта
Как можно определить эффективность сайта с точки зрения экономики?
Вычисляется экономическая выгода от работы сайта как разница между его доходами и издержками. Для оценки экономической эффективности сайта учитываются следующие факторы:
- Исходные инвестиции в разработку.
- Эффективность продвижения сайта.
- Регулярные затраты на техническую поддержку.
- Посещаемость сайта ежедневно.
- Количество клиентов компании, посещающих сайт.
Что означает социальная эффективность сайта?
Эффективность сайта в социальном плане зависит от типа объекта, на который он ориентирован. Ее можно описать следующим образом:
- Обеспечение максимальной информированности заинтересованных лиц о деятельности организации и условиях заключения договора на оказание услуг компанией.
- Улучшение эффективности рекламы сайта компании.
- Расширение клиентской базы и партнерских отношений.
- Создание хорошей репутации организации.
Как оценить эффективность дизайна сайта?
Для оценки успешности веб-дизайна можно учитывать следующие факторы:
- Соответствует ли дизайн сайта вашим бизнес-планам и целевой аудитории.
- Соблюдает ли сайт корпоративные цвета и стилистику компании.
- Легко ли посетителям найти нужный продукт на сайте.
- Ясен ли процесс оформления заказа.
- Имеется ли система обратной связи с пользователями.
- Является ли контент на сайте уникальным.
- Каково время загрузки страниц сайта.
- Не перегружен ли сайт избыточными элементами.
Некоторые критерии не могут быть использованы на всех сайтах.
Иметь красивый сайт — это хорошо, но иметь эффективный сайт гораздо важнее. Не забывайте о ключевых показателях и используйте маркетинговый подход при создании сайта, который будет привлекать и удерживать клиентов.
Если ваша цель — повысить эффективность или создать действительно успешный сайт, который будет приносить результат, то обратитесь к профессионалам.